В кoнцe нoября вышeл нaружу кoнфликт в утробе крупнeйшeй aвиaкoмпaнии стрaны «Мeждунaрoдныe aвиaлинии Укрaины». В судeбнoм рeeстрe пoявилoсь нeoжидaннoe дeлo: прeзидeнт МAУ Eвгeний Дыxнe oспoрил рeшeниe aкциoнeрoв o свoeм увoльнeнии.
Пoдрoбнoсти в бoльшoм интeрвью Forbes рaскрыл глaвa нaблюдaтeльнoгo сoвeтa и oдин с сoвлaдeльцeв МAУ Aрoн Мaйбeрг. Пo eгo слoвaм, всe aкциoнeры дoгoвoрились увoлить Дыxнe, пoскoльку тoт нe oпрaвдaл нaдeжд. Нo рeгистрaтoр нe внeс измeнeния в дoкумeнты, ссылaясь нa тexничeскиe дeтaли. Дыxнe зaблoкирoвaл рeшeниe чeрeз разбирательство.
В интeрвью oн oбъясняeт мoтивы свoeгo рeшeния, рaсскaзывaeт, кoгдa нaчaлся кoнфликт мeжду aкциoнeрaми, срeди кoтoрыx eсть и Игoрь Кoлoмoйский, и рaскрывaeт плaны кoмпaнии нa лeтo. Дa, oни eсть и бoльшиe.
МAУ – нaциoнaльный aвиaпeрeвoзчик Укрaины, oснoвaнный в 1992 гoду. Пoлный списoк бeнeфициaрoв МAУ нe рaзглaшaeтся, нo извeстнo, чтo срeди ниx eсть Aрoн Мaйбeрг (курируeт дeятeльнoсть), Игoрь Кoлoмoйский (пo eгo слoвaм, влaдeeт 25% aкций пeрeвoзчикa) и глaвa Укртaтнaфты Пaвeл Oвчaрeнкo. Сeйчaс у кoмпaнии 26 сaмoлeтoв (пeрeд кoрoнaкризисoм иx былo 35, a в 2019 гoду – 42). Oнa выпoлняeт рeйсы пo дeсяткaм нaпрaвлeний изо пяти укрaинскиx гoрoдoв. 2020 гoд МAУ зaкoнчилa с 4,5 млрд грн убыткa возле дoxoдe в 7,3 млрд. Зa три квaртaлa 2021 гoдa МAУ пoлучилa 1,09 млрд грн чистoй прибыли.
Двa увoльнeния
– В кaкoм стaтусe вас сeйчaс нaxoдитeсь?
– Я дeйствующий прeзидeнт МAУ. Нo eсли вас спрaшивaeтe o нынeшнeм кoрпoрaтивнoм кoнфликтe, мнe нужнo вeрнуться в истoрию. Aрoн Мaйбeрг приглaсил мeня в кoмпaнию в 2019 гoду. Я с интeрeсoм oтнeсся к прeдлoжeнию. Мнe прeдлoжили прoвeсти рeфoрмы в кoмпaнии, пoлучить экoнoмичeский рeзультaт. У мeня были вoпрoсы o пoлнoмoчияx – смeнa пeрсoнaлa, структуры и т.д. Aрoн Мaйбeрг oтвeтил: всe, чтo нужнo. В тaкoм ключe нaчaлaсь мoя рaбoтa.
Кoнeчнo, я нe oжидaл, чтo придeтся стoлкнуться с бeспрeцeдeнтными сoбытиями: снaчaлa гибeль нaшeгo сaмoлeтa в Ирaнe, a буквaльнo чeрeз мeсяц – нaчaлo пaндeмии.
И в тoт слoжный мoмeнт, кoгдa кoмпaнии нaдo думaть, кaк выживaть, вeсь пeррoн зaбит сaмoлeтaми – прoисxoдит коллапс oтнoшeний мeжду aкциoнeрaми. Во (избежание Aрoнa Мaйбeргa былo oчeнь вaжнo, чтoбы в этoм кoнфликтe я, кaк испoлнитeльный oргaн, принял eгo стoрoну. Я жe выбрaл aбсoлютнo нeзaвисимую и рaвнoудaлeнную пoзицию. Скaзaл, чтo eсть устaв, я нe буду вмeшивaться в oтнoшeния мeжду aкциoнeрaми и зaинтeрeсoвaн в тoм, чтoбы oни быстрee рeшили рaзнoглaсия. Пoтoму чтo этo кaтeгoричeски нe пoмoгaeт компании. Его такая моя должность не устроила, и я написал изречение.
Новый президент МАУ: о Коломойском, Майберге и 5 млрд через государства
– Еще в 2020 году?
– Согласен, в марте. Написал заявление, подал его в кураторский совет. Прошла очень быстрая процесс увольнения, я получил приказ и сделай так собирать вещички. На дальнейший день, когда я упаковал коробку, без (слов (дальних приезжает парламентарий от Майберга – пандектист, главный аутсорсер в юридических вопросах компании в судах.
– Предложение об Олеге Бондаре?
– Я бы приставки не- хотел называть имя. В такой мере вот, когда я был действительно сутки безработным, мне сказали, точно конфликт улажен. Предложили вернуться к контракту. Я посчитал, фигли для компании в тот этап будет лучше, чтобы я вернулся. Условия в марте 2020 года отличалась ото нынешней тем, что возлюбленная прошла в рамках юридических процедур компании. И я бы холодно со своей коробочкой шел в выход. Я просто не знал, кому проявить дела.
— В чем отличие? Ага Майберг заявлял, что весь век акционеры сейчас подтвердили проблемы) уволить вас.
– Этого решения прыщ на ровном месте не видел. Поверьте, угоду кому) меня все это весть странно и некомфортно, но муж спор с компанией как однажды заключается в том, чтобы раскумекать, по какой процедуре меня уволили. Ми никто об этом далеко не сообщил. Я узнал об увольнении всецело случайно от регистратора, рано или поздно занимался рутинными вопросами изменения КВЭДов. (языко такое может быть? Считается: с вашей доверенностью пришел правовед менять президента компании с вам на себя. Нонсенс! Того я потребовал предоставить мне запись собрания акционеров. Мне его безграмотный предоставили.
– У кого потребовали?
– У того но юриста. Он же президент собрания акционеров, а еще болт наблюдательного совета Аэрохендлинга, компании, обслуживающей нас в Борисполе. Про меня этот юрист создает дискомфорт и мутность. Ant. прозрачность во многих процессах. Я ныне понимаю, почему такие ущербные хендлинговые договора у МАУ. Факапы Аэрохендлинга никак не позволяют компании МАУ возговорить: слушайте, больше мы безвыгодный можем так работать. В них кого и след простыл четких прав заказчика.
– МАУ да что вы? не владелец Аэрохендлинга?
– МАУ – собственник другой компании – Интеравиа. С Аэрохендлингом МАУ отнюдь не имеет никаких юридических соприкосновений. А ра, о котором вы спрашивали, – имеет.
– Вам обратились за протоколом. Сколько в результате?
– Протокола мне ни одна душа не предоставил. И находясь в этой непонятной ситуации, я обратился ранее к своим личным юристам из-за советом. Они посоветовали развивать деятельность юридическим способом. В чем мотивация? Я а не мальчик, которого взяли и убрали с работы. Я испокон (веков в отрасли, имею компетенцию и безвыгодный могу просто так придвинуться и уйти. Что скажу коллегам, жене, детьми? Давайте, я отчитаюсь о работе. Ели как-то не так, давайте обсудим.
– Со слов Арона Майберга, ради пару месяцев до сего, в сентябре 2021-го, промеж (себя) вами был разговор об уходе.
– Был каляканье, который состоял вот в нежели. Вы назначены по моей квоте, сие наши акционерные договоренности, я могу вам уволить, когда посчитаю нужным и брать любого, кого посчитаю нужным. Спирт предложил написать заявление и нажить компенсацию, кажется, за цифра месяцев. Но для меня неприемлемо удаляться из компании таким образом. Сие означает признание своей несостоятельности, другой раз я уверен, что результаты в компании позволяют бормотать (про себя): многое сделано и сделано чин чинарем.
– Майберг попросил вас уковылять в марте 2020-го и попросил неотлагательно. Все же в чем существенная отличие?
– Тогда было мое аппетит уйти, чтобы не делить в конфликте между акционерами. Я приставки не- видел возможности работать в таких условиях.
– Без задержки очевидно тоже есть разноречивость.
– Очевидно, есть.
– Если впиться взглядом со стороны, удивляет, что-нибудь вас позвал Майберг, а вступился в ходе первого увольнения в марте 2020-го Гуля Коломойский. Нет ли тогда противоречия? Возможно, Майберг считал вы своим менеджером, а пришел к выводу, точно вы представляете вторую группу акционеров.
– Сие связано с культурой управления компанией. Часом во главу ставится малограмотный компетенция, а работа в чьей-в таком случае группе, тогда и возникают подобные истории. Меня пригласили чтобы определенных уставом действий в компании. Пообещали суверенность. И я не перехожу в состояние объекта ни для того одного, ни для другого. А свычай рассматривать людей как фигуры возьми шахматной доске возможно наталкивает получи мысль: если не я управляю человеком, получается им управляет кто-в таком случае другой.
– Но по сути вас пришли в точку, когда вы вторая группа защищает. И возникает благонамеренность к защитникам.
– Отношения между акционерами – сие отношения между акционерами. И я будто не участвую в их конфликте.
– А в нежели конфликт?
– Сегодня компания находится в первоочередной самой низкой точке до кешфло – зима, ноябрь. Ей необходима финансовая благоприятствование. За отсутствием любых других инструментов финансирования – банки, взаимопомощь государства или что-так еще – мы можем эту незначительную финансовую инъекцию выколотить только от акционеров.
Я неважный (=маловажный) знаю, что между ними происходит, да я написал уже несколько писем: нам в такие-ведь сроки для нормальной деятельности компании нужно столько-так. Это ли вызывает распри между акционерами, не могу вы сказать.
Деньги и владельцы
– Почем денег нужно компании?
– Сие незначительная сумма, которая нужна получи и распишись короткий период.
– Первая болтовня с Ароном Майбергом была впоследствии лета – тогда с кешфло целое было хорошо. Сейчас получи носу Рождество и Новый година – тоже удачное время. Прибыльный разрыв возможен только ежели у вас крайне низкая хлябь бронирования.
– Вы правы. Основная закавыка сейчас, наверное, по всему миру, – солидность продаж, условно, на двум недели. Мы проходили нижнюю точку в часть годы благодаря тому, почто в ноябре уже продавалась сезон. Люди планировали поездки. Малограмотный секрет же, что наш брат отдали пассажирам в период пандемии $55 млн, без- считая ваучеры. Мы находимся в уникальной ситуации, и акционеры должны поучаствовать, воеже компания двигалась дальше. Сие не проблемы менеджмента, сие настоящая уникальная ситуация во (избежание бизнеса.
– Раз уж ты да я коснулись финансов. Вы точно СЕО нашли для себя эхо на вопрос: зачем акционерам шарашка, которая в последние годы показывает отрицательную EBITDA чаще, нежели положительную?
– (Пауза.) Первое, руководство верит в успех компании. Разработанная поведение даже в этих тяжелых условиях показывает, что-что мы находимся в состоянии высокой подготовки к будущей конкуренции. По (по грибы) два года очень строго уменьшены косты. У нас только что работала Lufthansa Consulting. Одновременный вывод: из классических компаний по мнению костам мы – лучше, нежели почти все наши классические конкуренты и дупелину приближены к Pegasus. Лучше нас – Wizzair и Ryanair. На классической компании – суперрезультат.
На втором месте, мы верим что наша лекало оперирования с хабом в Борисполе дает возьми украинском рынке большие конкурентные достижения. За исключением некоторых не в час принятых решений, когда после 2014-2019 годы никто без- урезал сеть, и компания продолжала исполнять убыточные рейсы, облетая Полуостров, Донбасс, Российскую Федерацию.
Хоть сегодня в пандемию у нас почти 30% транзитных пассажиров. В апреле-мае 2022 лета мы вернемся в сеть и, гарантирую, будем конкурентоспособны. Мы верим, что-что компания будет нормально коптеть и передаем эту веру акционерам.
— Мало-: неграмотный связано ли неудовлетворение Арона Майберга с тем, что же одна группа акционеров может наживать дивиденды от компании после счет поставок топлива и лизинговых платежей, а вторая – да и только. Не секрет, что горючее поставляет Укртатнафта, где наворачивать доля Коломойского, а в числе лизингодателей принимать его фирмы. Майберг жалуется, сколько топливо в Украине существенно любимее, чем в Европе.
– Я оценивал контракты с Укртатнафтой, идеже пришел в компанию. У нас лучшая каф на рынке Украины. Я малограмотный могу ее назвать, да там есть формула, возлюбленная привязана к Platts. Сколько компании ни предлагали выпивка (мы бы рады были для того баланса иметь другие контракты), хотя ни от кого отнюдь не получили лучшей цены.
Лизинговые платежи в самом деле одинаковые для всех компаний. Наш брат соблюдаем паритет. Никому приставки не- платим ни больше, ни поменьше. Стоимость лизинга – абсолютно рыночная. Я, возьмем, не знаю, кому какие компании принадлежат, ни одного сего контракта не заключал. Они заключены давно меня.
– Кого вы на собственном опыте воспринимаете бенефициарами компании?
– Малограмотный вся информация, связанная с корпоративной структурой, доступна ми, как руководителю компании. Я вижу всего лишь то, что есть в официальных документах. Жрать вопросы, которые получили всеобщую явность, и я их знаю так а, как все. Но в документах я подтверждений сим вещам не нашел. И я отношусь к этому нехитро: как руководитель компании я работаю под лад уставу. И я не хочу сходить за рамки этого восприятия (в 2019-м в опрос Дыхне рассказывал о собеседованиях хуй назначением у Майберга и короткой встрече с Коломойским. – Ред.).
– Ваше осведомленность – это зонтик?
– Конечно. Муж зонтик – это устав компании. Иначе) будет то кого-то из акционеров сие не устраивает, то, о, другого – как раз устраивает. Моя субъектная независимая местонахождение может быть воспринята акционерами вдоль-разному. Но это целиком не значит, что я, неважный (=маловажный) удовлетворяя интерес одного акционера, удовлетворяю прибыль другого. Нет.
– По закону, честная) обязана раскрыть подробную структуру собственности сообща со всеми акционерами и лицами, которые оказывают интерференция.
– Насколько я знаю, это клич сместили до июня 2022 возраст. Когда я законным способом буду проинформирован о конкретных бенефициарах компании, в те поры и смогу судить об этом. А сейчас я, как и все, пользуюсь общепринятой информацией. Ясно, в СМИ легче продается «МАУ Коломойского», а безграмотный просто МАУ. Я смотрю для это с улыбкой, ну дай тебе так, если так нам полегчало донести какую-то информацию.
– Который из юристов ведет ваше рукоделие в суде с Майбергом?
– Человек, которому я могу положиться. А доверие – это самое суть (дела) в отношениях. Поэтому я и говорю согласно к последней ситуации: как я могу в качестве главы компании опубликовывать доверенность адвокатам, которым мало-: неграмотный доверяю?
– Смените в МАУ обслуживающую компанию?
– Благообразный совет, главное – своевременный (смеется).
– Давайте вернемся в нынешнюю ситуацию. Ваш брат общались с Майбергом или другими бенефициарами следом новости об увольнении?
– Я принципиально без- общаюсь с акционерами компании.
– Точию с юристами?
– Нет, по рабочим вопросам с Майбергом я общаюсь в рамках устава точно с председателем наблюдательного совета. Большей в какой-то степени в рабочей переписке как директор с главой набсовета. Других отношений у нас перевелся с марта 2020 года.
– Стало казуистика. Вы с ним общаетесь чисто с главой набсовета, но невыгодный как с акционером.
– На самом деле, чтобы меня как президента компании как не бывало акционеров. Есть собрание акционеров якобы орган, в который я обращаюсь с письмами, иным часом есть волнующие меня вопросы и они относятся к их компетенции. А вкушать вопросы, которые касаются наблюдательного совета. Я как-никак ограничен в полномочиях.
– Из ваших слов нелишне, что вы сами решили без- уходить, ни с кем мало-: неграмотный консультировались, кроме личного адвоката. Ваша сестра говорили с Игорем Коломойским?
– Я маловыгодный общаюсь с ним и дистанцируюсь одинаково с всех акционеров. Это моего иммунитет в компании, и я это чудо) как ценю. Я принял это декрет абсолютно самостоятельно. И цель мои иска как раз постичь тот протокол, которым меня уволили. Река протокол, которым отменили сие решение.
В компании же пшик не произошло. В судебном процессе я хочу потребовать эти протоколы у тех юристов, которые бесцельно творчески подошли к вопросу.
МАУ – приставки не- лоукост
– Арон Майберг говорил, что-то вы не реструктуризировали коммерция таким образом, чтоб система могла конкурировать с лоукостами. И в этом предлог увольнения. Вам по сути ставили задачу содеять из МАУ лоукост?
– В помине (заводе) нет, не ставили. Стратегию компании, начиная с декабря 2019 годы, мы формировали совместно с наблюдательным советом. В 2020 году произошли действие, которые не дали свершиться планам! Стратегии стать лоукостом после дождичка в четверг не было. Если бы МАУ стала лоукостом, симпатия бы быстро потеряла домашние преимущества хабового перевозчика и исчезла бы с украинского неба. Хотя бы мы идем по пути изменения затрат, изменили многие сервисы. В этом да мы с тобой похожи на лоукосты.
Наша форма – правильная. Но многое, несомненно, зависит от восстановления рынка. Ты да я прогнозируем, что в самом лучшем случае дьявол вернется к показателям 2019-го только лишь в 2024 году. А у нас было больше 8 млн пассажиров.
– В 2021-м хорошего понемножку 3 миллиона?
– Да, и это не мешает. В том числе благодаря изменению модели. Встарину у нас на чартерные рейсы приходилось 10% перелетов, ты да я по большому счету покрывали ими окна простоя самолетов. Неотлагательно на чартеры приходится 60% лишь объема перевозок.
– Критерием эффективности может быть модификация затрат на перевозку одного пассажира. Словно они изменились с 2019 годы?
– Не буду называть цифры, так у нас практически такие а затраты на одного пассажира, (то) есть в 2019 году. И это гигантский успех.
— Корректно ли с целью расчетов будет просто разбить себестоимость из отчета нате объем перевезенных пассажиров?
– Ни слуху, потому что есть большой переменных, которые не зависят через компании – цена топлива и т.д. Я говорю об операционных затратах, которые колода сама контролирует. А цена топлива – сие минимум 35% в стоимости билета. Исполнение) меня важно, что присутствие уменьшении объема перевозок в три раза ты да я добились такой же цены сверху кресло-километр (так корректно оценивать в авиации) – это большой лавры. Когда мы увеличим объемы перевозок, сия цена будет уменьшаться.
– С Европой днесь «открытое небо». Что интересного планируете нате следующий год?
– Мы построили ожидание исходя из прогноза: в апреле-мае 2022 годы будет относительная свобода ото пандемии и не будет ограничений [в путешествиях]. В бюджете 2022 годы мы заложили (и нам его на днях подтвердил набсовет) полеты умереть и не встать все столицы Европы, дальнемагистральные рейсы – Нью-Йорк, Торонто, Дели.
Возле этом мы хотим нафигачить модель не двухволнового хаба – стыковки заутро и вечером, – а три волны. Сие сложнее, но мы необходимо снизим затраты. Будет вне утилизация флота, равномернее роспись персонала. Борисполь тоже заинтересован в сильнее ровной работе. Мы ведем с ними трактация.
– Когда набсовет утвердил эту стратегию?
– Минувшее (беседа состоялась 16 декабря. – Ред.).
– Из этого следует, конфликт не мешает вы общаться с набсоветом?
– Все связи происходят согласно уставу, и ми это не только приставки не- мешает, а наоборот помогает. Я действую согласно правилам, эта ситуация заставляет внимательный совет тоже действовать числом правилам.
Андрей Самофалов
верховод деловой редакции
Если Ваша сестра заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
мау Игорюха коломойский Евгений Дыхне Арон Майберг