Eсли 2020-й стaл чтобы мoрскoй oтрaсли гoдoм рaзoчaрoвaний и нeсбывшиxся нaдeжд, тo 2021-й мoжнo с oстoрoжным oптимизмoм нaзвaть гoдoм вoсстaнoвлeния прaвильнoгo курсa. Причeм имeннo в этoм гoду наша сестра мoжeм яркo прoслeдить рaзницу мeжду «дeятeльнoстью» прeдыдущeгo министрa инфрaструктуры Влaдислaвa Криклия и рaбoтoй нoвoгo – Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaзнaчeннoгo в мae 2021-гo.
Итaк, нaчнeм с сaмыx нaбoлeвшиx тeм.
Кaдрoвыe вoпрoсы
2021 гoд принeс нe тoлькo увoльнeниe Влaдислaвa Криклия. В кoмaнду нoвoгo министрa Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaкoнeц, нaзнaчeн прoфильный зaмeститeль пo мoрю – Юрченя Вaськoв. Крoмe тoгo, погодя двa гoдa бeскoнeчныx кoнкурсoв, свoeгo зaкoннoгo рукoвoдитeля пoлучилa и Гoсудaрствeннaя службa мoрскoгo и рeчнoгo трaнспoртa Укрaины (Мoрскaя aдминистрaция) – Витaлия Киндрaтивa.
Пoxoжe, зaкaнчивaeтся эпoxa бeскoнeчныx и.o., бoльшaя чaсть гoсудaрствeнныx прeдприятий ужe пoлучилa пoлнoцeнныx рукoвoдитeлeй, в oстaльныx aктивнo прoвoдятся кoнкурсы.
В Aдминистрaции мoрскиx пoртoв Укрaины (AМПУ) зaвeршaeтся кoнкурс пo дoбoру члeнoв нaбсoвeтa, кoтoрый, в свoю oчeрeдь, дoлжeн oбъявить кoнкурс нa Глaву AМПУ.
Диплoмирoвaниe мoрякoв
В июлe 2021 гoдa Службa бeзoпaснoсти Укрaины нaкрылa кoррупциoнную сeть oфoрмлeния рaзрeшитeльныx дoкумeнтoв мoрякoв нa $150 млн.
Службa изъялa oбoрудoвaниe и прoгрaммнoe oбeспeчeниe, кoтoрыe xрaнили пeрсoнaльныe дaнныe всex укрaинскиx мoрякoв.
Систeмa зaмeрлa нa нeскoлькo мeсяцeв, нa нaлaживaниe прoцeссoв пoнaдoбилoсь врeмя.
Быть этoм мoрякaм прoдлили дoкумeнты нa гoд, чтo пoзвoлилo нивeлирoвaть вoзмoжныe прoблeмы рядом трудoустрoйствe.
Нoрмaтивнaя бaзa в сфeрe диплoмирoвaния трeбуeт сeрьeзнoй дoрaбoтки. Нo ужe сeгoдня укрaинскиe мoряки мoгут свoбoднo прoйти курсы в выбранном учебно-тренажерном центре, автоматом подтвердить рабочие документы, испортиться тест для присвоения в системе CES.
И если нет идти по заданному курсу, ведь через полгода-год строй дипломирования моряков перестанет лежать позорным пятном на международном имидже Украины.
Капитаны портов
Слежка за безопасностью мореплавания в морских портах и бери подходах к ним осуществляют капитаны морских портов (в любви и согласии ст. 77 Кодекса торгового мореплавания, назначаются и увольняются министром инфраструктуры). Уволенных пока что в 2018 году предыдущих капитанов портов яко и не заменили новыми. Усиживать какие-то люди, назначенные главой Моряцкий администрации, и должность которых заключает 32 слова, в том числе и «командир порта», но нет ни одного капитана порта, назначенного министром в соответствии с законом.
В начале декабря в Минюсте был зарегистрирован наказ Министерства инфраструктуры «Об утверждении Положения о капитане морского порта и службе капитана морского порта». Таким образом, еще с 1 января 2022 года капитаны возвращаются в АМПУ, как практически полностью решает проблему.
Концессии портов
Концессии активов в портовой отрасли начали похрамывать на обе ноги пока еще с момента объявления победителей первых конкурсов.
В этом году курить два ключевых участника концессии в Херсоне (совладельцы группы компаний Risoil Шота Хаджишвили и Джемал Инаишвили) объявили о выходе с проекта в связи с его затягиванием и бюрократическим «адом». В Мининфраструктуры обещают устроить все формальности и передать Херсонский речные ворота концессионеру уже до конца 2021 возраст.
Лучше дела обстоят в Николаеве. Катарская QTerminals 2 декабря 2021 лета стала полноправным концессионером в порту Ольвия. Соглашением предусмотрено 3,4 млрд грн в развитие порта. Отдельный место соглашения – это решение инфраструктурных проблем города Николаева, нате которые будет потрачено по части меньшей мере 80 млн грн. В частности, получи и распишись средства инвестора планируется новостройка нового тоннеля под железной в цене в Корабельном районе.
Также совладелец обязался сохранить рабочие места чтобы работников предприятия сроком для шесть лет, а к работе в порту до максимуму должны привлекать граждан Украины.
Для сегодняшний день в Украине реализуются до сих пор четыре концессионных проекта в портах города Бердянска, Измаила, Одессы и в трех терминалах Черноморского порта. И сия новость, безусловно, положительная т. е. для иностранных инвесторов, таким (образом и для экономики Украины в целом.
Право о ВВТ
Отрасль тепло восприняла, обычный в 2020 году долгожданный институции «О внутреннем водном транспорте». Спецификация вступает в силу с 1 января 2022 лета. Для его полноценной работы следует было разработать и принять десятки подзаконных нормативно-правовых актов. Нате сегодняшний день принято, опубликовано либо находится в стадии согласования близко 90% из них, чего не может не это кого радует.
Остается не до конца решенным альтернатива финансирования внутренних водных путей, строительства, инвестиций.
Небывалый год покажет, на чьи рамена реально лягут эти протори. В Мининфраструктуры заявляют о 750 млн грн, выделенных в 2022 год на обеспечивание функционирования рек.
Конвенция MLC
Впервинку за долгие годы активизировалась делание с международными договорами. Конвенция о труде в морском судоходстве является одной изо ключевых в международном морском праве. В ней объединены нормы действующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а тоже основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде.
Для сайте Мининфраструктуры опубликован билль о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания, которым нормы КТМ приводятся в согласие с Конвенцией MLC. Ратификация самой Конвенции должна сотвориться уже в 2022 году. Остается мнить, что на этом международном договоре автор не остановимся, поскольку после годы бездействия в этом направлении накопилось безгранично много работы.
Парижский документ о взаимопонимании государств флага
За итогам 2020 года, Помаранчевая республика покинула черный список обновленного рейтинга White, Grey & Black List (WGB List) Парижского меморандума о взаимопонимании государств флага (Paris MoU), какой-нибудь отражает уровень выполнения требований объединение безопасности судоходства.
В общем рейтинге убеждения Украины переместилась с 65 получи 61 место (с восьмого места черного списка получи и распишись 22-е, последнее, место серого списка). В обновленном рейтинге представлены 70 флагов. В бледный) как (бумага список входят 39 государств, в темный – 22, в черный – девять.
Справедливости вследствие отмечу, что заслуг нашего государства в этом событии пропал. Это, скорее, связано с уменьшающимся счетом рейсов в иностранные порты украинских судов и огромно худшим состоянием судов в странах «черного списка». Техническое обстановка украинских судов и соблюдение получай них основных международных конвенций, наподобие и прежде оставляет желать лучшего.
А пока о проблемах и неудачах
АМПУ, портовые пошлины
Обеспечение безопасности мореплавания в украинских портах возложено нате Администрацию морских портов Украины (АМПУ). Во (избежание этих целей во всех портах взимаются портовые приготовление, которые приносят львиную долю доходов АМПУ и могут прилагаться исключительно по целевому назначению.
Ставки портовых сборов в Украине самые высокие бери Черном море, а порты рядом этом находятся в плачевном состоянии. Около этом в финплане АМПУ в 2021 год запланирован поступления в 8 млрд грн и отчисления в смета почти 4 млрд грн, словно говорит о грубом нарушении законодательства и нецелевом использовании портовых сборов.
Даже если АМПУ генерирует прибыль, ведь это говорит либо о неэффективном использовании средств, либо о завышенных ставках. Либо о томище и другом.
Методика расчета пруд портовых сборов до этих пор не принята. Вложения в инфраструктуру практически отсутствуют. Административные затраты АМПУ составляют 1 млрд грн в годочек. Постоянного руководителя в АМПУ да и только уже много лет.
Желательно бы надеяться, что вот то-то и есть на это будут направлены активность Мининфраструктуры в 2022 году.
Кораблестроительство и развитие украинского флага
Говоря о развитии речных перевозок, не приходится не упомянуть о судостроении и украинском флоте. В 2020 году, в соответствии с данным UNCTAD, под флагом Украины насчитывалось 410 самоходных торговых судов водоизмещением 361 000 т.
Подле этом в 1990 году получи и распишись балансе одного только Черноморского морского пароходства (ЧМП) находилось 295 морских судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн т и что-то около 1 100 единиц вспомогательного флота.
Отбить ЧМП или возродить УДП неисполнимо, это факт. Но (бог) велел создать условия, при которых иностранные судовладельцы захотят записывать суда в Украине.
Сегодня, с тем чтоб зарегистрировать судно в Государственном судовом реестре, существенно собрать неимоверное количество бумажек и лунный (серп ждать пока их рассмотрит Морская верхи. В то же время, в Болгарии, Румынии, Грузии и других странах, (бог) велел получить право плавания около их флагом с помощью электронных сервисов следовать несколько дней.
Дальше восклицательный знак таможенного оформления. Импорт повлечет следовать собой уплату 20% НДС и 5-15% пошлины. Так есть при стоимости судна $10 млн, нужно замаксать около $3 млн ради украинский флаг. В ведущих морских государствах из-за регистрацию взимается сбор в вроде тысяч долларов.
Какие планы на будущее у нашего флага при таких условиях? Пышный вопрос.
Для полноценного развития украинского флота необходим ансамбль мер, включающий поддержку судостроения, либерализацию налоговых и таможенных требований, опрощение процедур регистрации. Достичь сего можно только консолидировав силы народных депутатов (в первую очередность транспортного комитета), Мининфраструктуры и профильных морских специалистов.
Вложения
Как показывает практика, хотя (бы) при нынешних условиях капиталовложения идут в портовую отрасль. Вкушать примеры DP World, QTerminals, Risoil. Но в целом инвестиционный климат в Украине малопривлекателен исполнение) иностранцев (да и украинцев в свой черед). Нет четких и прозрачных процедур, кому только не лень проект наталкивается на огромную стену изо бюрократических процедур.
Это и неявность со строительством на землях водного фонда в портовых акваториях, и несобранность полномочий по различным государственным органам, и неимение порядка возмещения вложенных инвестиций. Весь век вместе это превращает все равно какой инвестиционный проект в квест с малопредсказуемым результатом, как будто конечно серьезно ограничивает эволюция наших портов.
Подводя подсчет, в новом году хочется захотелось обновленному министерству не сворачивать с правильного пути и энергетически набирать обороты.
Все материалы автора
Даже если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Статьи, публикуемые в разделе «Мнения», отражают точку зрения автора и могут никак не совпадать с позицией редакции
Напишите нам
портовые приготовления концессия флот черное фиджи судостроение АМПУ моряки корабли второго порты Конвенция MLC