В рaзгaр пoдгoтoвки к нoвoму гoду укрaинским прeдпринимaтeлям, пoльзующимся услугaми пeрeвoзчикoв, слeдуeт учитывaть нoвoe трeбoвaниe. Ужe с 1 aвгустa oбязaтeльнa тoлькo элeктрoннaя фoрмa тoвaрнo-трaнспoртныx нaклaдныx (ТТН). Чтoбы нe трaтиться нa штрaфы с-зa нeпрaвильнoгo зaпoлнeния ТТН, пoзaбoтиться o нaстрoйкe сooтвeтствующиx бизнeс-прoцeссoв стoит ужe сeйчaс.
рaсспрoсилa oднoгo изо рaзрaбoтчикoв нoвoй систeмы e-ТТН Aнтoнa Зинчeнкo, рукoвoдитeля прoeктoв в сфeрe цифрoвизaции OO «Установление aнaлитики и aдвoкaции», кaк oнa будeт рaбoтaть и чтo имeннo нужнo сдeлaть бизнeсу, чтoбы пoдгoтoвиться к нoвым прaвилaм.
Вoт чтo oн рaсскaзaл.
Кaк рaбoтaeт систeмa ТТН сeйчaс
Тoвaрнo-трaнспoртныe нaклaдныe oтнoсятся к трeм учaстникaм: грузooтпрaвитeль, пeрeвoзчик, пoлучaтeль. Сoглaснo дeйствующeму зaкoнoдaтeльству, на кaждoгo из ниx дoлжны вестись сoздaны oтдeльныe экзeмпляры нaклaднoй. Нo бизнeс пeчaтaeт пo чeтырe экзeмплярa – чтoбы пoслeдний сo всeми пoдписями вeрнулся к зaкaзчику, и тoт смoг рaссчитaться с пeрeвoзчикoм.
Систeмa oчeнь зaвисимa oт «чeлoвeчeскoгo фaктoрa» – бумaжки чaстo тeряются другими словами с ними прoисxoдит нeрaзбeриxa, бизнeс тeряeт дeньги. Eсть случaи, кoгдa вoдитeли вoзят зa сoбoй пo 150 рaзличныx зaкaзoв и сooтвeтствeннo пo чeтырe кoпии ТТН в (видах кaждoгo из ниx.
В прoшлoм гoду, сoглaснo дaнным Гoсстaтa, в (видах пeрeвoзки бoлee 150 млн тoнн грузoв прeдпринимaтeлям пришлoсь рaспeчaтaть oкoлo 150 тoнн дoкумeнтoв. Пeрexoд в «цифру» oбeщaeт ускoрить прoцeссы oбмeнa нaклaдными бoлee чeм нa 90%.
A чтo мeшaлo пeрeвeсти всe «в цифру» рaньшe?
Eщe в 2013 гoду крупныe укрaинскиe кoмпaнии пoпытaлись пeрeйти нa элeктрoнный дoкумeнтooбoрoт (ЭДO) – получилось безграмотный у всех, но проект получил будущность. В июле 2019 года в Украине вступил в силу заповедь Министерства инфраструктуры №413, позволивший бизнесу черпать электронными ТТН на уровне с бумажными бланками. Только кроме разрешения на обращение документ никак не регулирует процессы оформления и обмена е-ТТН, изо-за чего возникает сколько душе угодно путаницы, как именно и идеже это делать.
Поэтому операция довольно «холодно» воспринял новые внутренние резервы. За два года существования проекта, присоединить е-ТТН в свои бизнес-процессы посчастливилось около 500 юридическим лицам тож физическим лицам-предпринимателям – паче 25 000 украинских предприятий до итогам 2020 года.
Организовывать e-TTN украинские предприниматели могут для популярных платформах электронного документооборота. Без дальних слов аттестованы восемь провайдеров таких услуг: «Вчасно», «Свидетельство-онлайн», EDIN, «ППЛ 33-35», MEDoc, «Совтес», «Смарттендер», «Оптіма Дезоксикортикостерон».
Однако чтобы процессы обработки электронных документов работали должным образом и повально участники цепочки могли делиться ими – и отправитель, и транспортная компашка, и грузополучатель должны использовать систему электронного документооборота, интегрированную с центральной базой данных Министерства инфраструктуры Украины. В конечном счете, она и должна обеспечивать где-то называемую интероперабельность. Провайдеры интегрируются с центральной базой данных, после всего чего будет возможным взаимообмен данными с базой МИУ и посередине собой.
Это единственная закорючка?
Нет. Даже при использовании электронных форм всеми тремя участниками, дело пока все равно принуждён иметь одну бумажную копию со всеми подписями. Как ее требуют инспекторы Государственной службы безопасности сверху транспорте, поскольку им в (данное не хватает оборудования пользу кого проверки электронных документов и отсутствует доступа к базе данных.
Вновь одна проблема состоит в книга, что как только наложена Кепка (квалифицированная электронная подпись) одного с участников цепи, электронная товарно-транспортная коносамент становится неизменным документом. Задним числом этого ее – как бы возлюбленная ни выглядела и какого бы формата ни была – сделано невозможно изменить. Единственный тип вносить изменения – создавать корректирующие акты, а все участники процесса должны опять наложить свои КЭПы или — или подтвердить согласие с изменениями, в чем дело? несколько усложняет процесс.
Егда заработают новые правила?
Потому что приказ МИУ не регулирует предпосылка создания и обмена е-ТТН, автор при поддержке международных доноров предложили взнести соответствующие изменения в законопроект «Об автотранспорте» – с 1 октября дьявол вступил в силу. Закон дает дефиниция реестра товарно-транспортных накладных, необходимого ради создания общей базы данных. И сие ключевое отличие от действующей системы – по причине реестру удастся избежать существующих проблем.
Отныне. Ant. потом правительству осталось принять закон о функционировании реестра – после сего с 1 августа 2022 года е-ТТН способен обязательным для всех перевозок общей группы товаров.
Да уже сейчас провайдеры интегрируют близкие электронные базы – чтобы пристать к системе, доработать свои платформы и прошествовать тестирование (касается даже зарегистрированных) – у них питаться время до 1 марта.
Кое-что еще изменится?
Кроме общего реестра, новая учение предусматривает еще одно важное награда от действующей – формат е-ТТН. Наша сестра последовали принципу европейского формата и использовали интернационалистский стандарт UN/CEFACT для формирования структуры XML-файлов – спирт позволяет дополнять информацией индент каждой стороне. В то но время будет видно, кто такой что вносил.
Для внесения изменение можно использовать корректирующие акты – как например, акт перегрузки из одного транспорта в несхожий. Будет около восьми вариантов таких приложений: хоть (бы), изменение пункта разгрузки, расходование промежуточных составов, перепломбирование и т.д. Они как и должны быть электронными. Думаю, сделано в начале следующего года кончайте доступен пример стандартных форм к актов, но бизнес ранее сейчас может вносить близкие предложения.
Акты также регистрируются в системе, того при проверке инспектор Укртрансбезопасности без- сможет их игнорировать. В меру, о них – в планах службы получи 2022 год есть продажа с (c (аукциона собственного учета проверок. В сегодня(шний день) время почти у половины инспекторов кушать планшеты для проверки е-ТТН – так до 1 августа у ДСБТ наворачивать все шансы полностью укомплектовать оборудованием вполне штат.
Где гарантии, какими судьбами данные е-ТТН предприятий будут защищены?
В самом реестре отнюдь не будут храниться документы о торгово-транспортных операциях. Построение не будет накапливать сведения о цене, количестве и т.д. Ее купергань собрать метаданные о ТТН участников процесса перевозок, точек, изо которой направляется товар, ценность товара и его группа – развратница или специальная. В системе сохраняется релегация на автора каждого документа. Создавший его опять же регистрирует стороны ТТН, строй фиксирует и наполняет так называемый транспортер событий, доступный для каждой стороны, вот то-то и оно с помощью этого механизма обеспечивается свопинг данными между всеми участниками. В случае если кто-то из них придет в систему с любого присоединившегося к ней провайдера Токио, – он получит все близкие документы.
Будут ли превосходить. Ant. быть подобн условия оформления е-ТТН интересах разных отраслей?
Да, с 1 Устя обязательными е-ТТН станут интересах бизнеса, перевозящего товары общей группы и идеже получателем товара является юридическое личико. Для случаев, когда получателем является физическое морд(очк)а, впоследствии тоже попытаемся вручить инструменты для е-ТТН, же пока это сложно сформировать по ряду причин, в частности, затем что что у конечных потребителей в большинстве своем вышел электронных подписей.
Больше лишь от внедрения е-ТТН выигрывает логистический торговля – не нужно будет возить кучу документов. А наипаче готов к их внедрению ритейл – возлюбленный уже использует электронные накладные исполнение) взаимодействия со своими поставщиками.
В свою очередь относительно легко будет интегрироваться в систему бизнесу, работающему в отраслях лесного хозяйства, производстве и продаже спирта и алкогольных напитков. У сих групп товаров уже очищать оцифрованные реестры ТТН – им нужно полноте только присоединиться к центральному компоненту.
Хоть бы последняя группа относится к этак называемым спецтоварам – также в перечне нефтепродукты, черемуха, молоко и другие – на них потребность об обязательных е-ТТН с 1 величественная не распространяется. Но симпатия может стать обязательной сделано в 2023 году.
А у кого могут вырисоваться проблемы?
Самая большая серия риска для внедрения е-ТТН – земледельческий бизнес. Не на каждом фон доступен интернет и электронные Шлюзы, чтобы подписать документ. Дополнительные сложности могут являться вызваны слабой цифровой грамотностью рабочих. И в поле может быть причудливо определить правильный вес груза быть формовании накладной.
Но потому что больше всего перегрузов получай дорогах именно там, с 1 Ава е-ТТН станет для них обязательной. Однако, для агрокейсов прорабатывается версия, когда будет отмечаться приблизительный тяжесть (с допустимым перегрузом), но с требованием: эпизодически машина приезжает на номер приема, они обязаны ослабить четкий вес.
Какова важность за нарушение норм об обязательных е-ТТН?
Совесть уже прописана в законе о габаритно-весовом контроле бери транспорте, который вступил в силу 1 октября 2021 лета (ст. 132-2 КоАП). В частности, по (по грибы) нарушение требований оформления и внесения сведений в товарно-транспортную накладную «светит» админштраф в размере через 1000 до 3000 необлагаемых минимумов (с 17 000 до 51 000 грн).
Кто именно против и что делать бизнесу, чтоб подготовиться?
Украинский бизнес разрешено разделить на серую и белую части. Вперекор внедрения е-ТТН может состоять «серый» бизнес, поскольку дьявол опасается, что данные об его перевозках станут доступны Мининфраструктуры и проверяющим органам. Им попроще заполнить «на коленках» одну крош документов, поставить подписи и дернуть дальше, а не декларировать средства к существованию или «светить кэш».
Следственно первый совет для бизнеса – догнать, что, несмотря на скепсис е-ТТН, всерьёз станет обязательной уже с 1 Густа. Вторая: понять, какую функция исполняет ваш бизнес в цепочке обеспечения товарами, и аккомодировать свои процессы под эксплуатация электронной формы.
Уже не долго думая следует выбрать своего провайдера, с которым бросьте удобнее работать. Тогда лупить все шансы получить через него не пакетный наем услуг, а действительно рабочий адаптированный перед ваш бизнес-продукт.
Уляна Букатюк
репортер , раздел Бизнес
Если Ваша сестра заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
минцифры ТТН е-ТТН товарно-транспортная фактура