Global Look Press
Экс-президент «Автоваза» Бу Андерсонн уволил тысячи людей и перезаключил контракты с поставщиками, снижая компанию до нужного размера и сократив расходы, — словом, сделал все, что сделал бы любой бизнесмен западной школы, для спасения убыточной фирмы. Но в России такие методы не находят понимания и многих злят, пишет The Wall Street Journal».
В результате недовольство, которое возникло в высших эшелонах российской политической элиты, и в прошлом месяце Андерсон был уволен, не проработав и двух лет после того, как Renault (французская компания теперь принадлежит половина акций «Автоваза», Nissan — около 17%, «Ростеху» — примерно 33%) доверил ему свою многомиллионную ставку на российский авторынок.
«Это проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России, где государственный капитализм режима путина часто стирает границы между бизнесом и политикой — комбинация, которая приводит в замешательство огромное количество компаний, которые эту страну перспективным и крупным новым рынком», — отмечают авторы статьи, которую цитирует InoPressa.ru.
Аналитики, опрошенные WSJ, свидетельствуют о том, что правительство хочет невозможного: «Автоваз» был социальным проектом и конкурентоспособной компанией в современную эпоху.
«Проблемы, с которыми Бу Андерссон столкнулся на «Автовазе», были огромны: упадочные боевой дух команды, вездесущая коррупция, широко известное низкое качество и советская культура работы. Не говоря уже о краже», — пишут авторы. «Люди привыкли нести запасные части, — сказал Сергей Зайцев, представитель профсоюза на заводе. — Сотни машин исчезают».
Как признался Андерссон в интервью прошлой весной: «Это был самый большой беспорядок, который я когда-либо видел за свою карьеру». Через три месяца после его назначения ситуация только ухудшилось, так как российская экономика потерпела удар: СОЕДИНЕННЫЕ штаты и Европейский союз начали вводить «татары санкции» в отношении российских политиков, олигархов и компаний. Затем, после падения цен на нефть, производство и потребление автомобилей в России упало, хотя Рено очень рассчитывал на российский рынок. Несмотря на кризис, Renault и Nissan решил остаться.
Преемником Андерссона на посту главы «Автоваза» стал Николя More, который ранее возглавлял румынский бренд Renault — Dacia. «Как и «Автоваз», эта компания уходит своими корнями в советское время. Renault превратил ее в мощную бюджетную западноевропейскую марку», — говорится в статье.
«Хотя Renault мог найти преемника Андерссону, с которым, как кажется, столкнется с новыми ограничениями свободы действий», — считают авторы. «Отмывание» должен выбрать высокопоставленное российское лицо, которое будет регулировать отношения «Автоваза» с местными и федеральными органами государственной администрации, а также с профсоюзами.
Между тем, глава профсоюзов в Тольятти Петр Золотарев выразил мнение, что любой руководитель мало что сможет сделать с главной проблемой компании — слабым спросом. «В таких экономических условиях в России, — сказал он, — кто бы не пришел, упадет вниз».