Специалисты утверждают, что самое тяжёлое для любого автомобиля – тронуться, или сдвинуться с места. В этот момент механизмы автомобиля прикладывают необходимые усилия. Они всегда вызывают трение соприкасающихся деталей. Чтобы снизить эффект стирания и износа, увеличить срок возможной эксплуатации трущихся узлов или механизмов, разрабатываются материалы для смазки. Они создают специальную среду, что способна энергию трения минимизировать. Смазывающие материалы делятся на смазывающие жидкости и смазки. Последние считают более эффективными средствами по сравнению с жидкостями, поскольку у них дольше срок службы, а расходуются они меньше. Ко всему прочему, свойства разработанных смазок от температуры не зависят, и будут смазывать, даже если на них попадёт влага или вода. При вероятной утечке смазка не оставляет пятен жира на дорожном покрытии, то есть, в отличие от смазывающих жидкостей смазки загрязняют окружающую среду намного меньше.
В основе всех смазок – загуститель, который и определяет эксплуатационные свойства смазочного материала. И, как правило, это отражается на названии смазки. В большей части смазок снижение трения достигается благодаря используемому в качестве загустителя мылу. Подразумеваются соли жирных кислот мыла кальция, а также мыла лития, алюминия, натрия или бария. Кроме мыла в качестве загустителей могут использоваться углеводороды и пигменты.
К автосмазочным материалам предъявляются определённые требования. Смазка должна способствовать отводу тепла от точек или поверхностей трения и охлаждать пары трущихся деталей, обеспечивать к трущимся парам лёгкий, постоянный доступ. Материалы для смазки должны в узлах трения удерживаться, даже если трение прекращено, а также обволакивать трущиеся зоны, предотвращая вынос продуктов износа и защищать от воздействия вредных факторов. Смазка должна оставаться стабильной при механическом воздействии, обводнении и окислении, уплотнять имеющиеся в двигателях щели и зазоры.
Кальциевую смазку (КС) нередко называют солидолом. Из-за дешевизны и удовлетворительных эксплуатационных качеств смазка является самой распространённой и востребованной. КС может применяться как для снижения трения и предотвращения износа деталей, а также для консервации изделий. Различают синтетические и жировые солидолы. Это мягкая маслянистая жидкость от тёмно-коричневого до светлого цвета. Смешивание разных видов солидола допустимо: свойства смазки не ухудшатся. Один из выпускаемых его разновидностей, пресс-солидол, можно закачивать при низких температурах через маслёнки, но это снизит предел его применения в верхних температурных режимах. При нагреве солидолы имеют свойство распадаться. Это значит, что солидолы не могут применяться в подшипниках водяных насосов, распределителе зажигания и ступицах передних колёс.
Графитовая смазка тоже относится к солидолам, но для смазывания деталей с высокочастотной обработкой её не используют. Она имеет серебристый оттенок и выпускается в виде грубой, плотной мази.
Комплексная кальциевая смазка (ККС) более стабильна термически, но может термоупрочняться и проявлять гигроскопичность, поэтому хранится в плотно закрывающейся таре. К ККС относятся и униолы, которые внешне похожи на солидол.
Натриевая и натриево-кальциевая смазки (НС и НКС) обладают высокой температурой плавления, но могут смываться и растворяться во влажной среде, поэтому широкого распространения не получили. Их не используют в узлах машин, работающих при повышенных температурах. Это дисковые тормоза и ступицы передних колёс.
Из-за высоких эксплуатационных свойств всё большей популярностью пользуются литиевые смазки (ЛС). Приоритетом среди ЛС пользуется литол, который ещё называют чудо-смазкой. Литол обладает отличными консервирующими свойствами, и является общим и единым для всех основных узлов и деталей машин смазочным материалом.
Смазки на основе углеводорода и бария (УС и БС) годятся для консервации деталей, к тому же они имеют отличную водостойкость.
Все они получаются в процессе нефтепереработки. Но выбор того или иного материала зависит от его качеств и условий их применения. Зачастую они являются агрессивными. Это, к примеру, детали, работающие под нагрузками различного типа, при форсировании режимов двигателей, приводящие к повышению температуры. Соответственно, смазочные материалы должны отвечать конкретным требованиям. Это хорошая смазывающая способность, определённая вязкость (защищающая от трения и коррозии), стабильность состояния (смазка не должна испаряться, капать, и т. д.), быть химически устойчивой (не вступать в реакцию при контакте с другими видами материалов, иметь высокую способность защищать машину от её воздействия). Рабочие температуры трущихся узлов трения не должны влиять на вязкость и её соответствие оптимальному показателю. При показателе вязкости, не достигающем оптимального, нарушается размер минимальных зазоров для необходимого трения жидкостей. При показателе вязкости, превышающем оптимальный, может увеличиться сопротивление движущихся деталей.