Global Look Press
Аналитики из консалтинговой компании BCG считают, что в ближайшей перспективе не следует ожидать серьезного роста спроса на российском автомобильном рынке. В свою очередь, низкий спрос потребителей может привести к закрытию еще несколько автомобильных заводов.
Как отмечается в отчете BCG, выдержки из которого приводит газета «Ведомости», если еще несколько лет назад прогнозировалось, что к 2020 году отечественный автомобильный рынок достигнет 3,5–4 млн автомобилей в год, по сравнению с 1,5 млн в 2015 году, то теперь базовый сценарий предусматривает рост лишь на 1,9 млн машин. Примерно такой же прогноз (2,2 млн автомобилей в 2020 году) дает и компания PwC.
В нынешних условиях российские автомобильного завода общей производственной мощностью более 3 млн автомобилей в год недозагружены и несут потери. По мнению старшего партнера BCG Владислав Бутенко, лучшая стратегия для предприятий в новых условиях заключается в том, чтобы не ждать роста рынка, а признать наличие значительных излишков производственных и принять решительные меры, чтобы его загрузить или изменить судьбу.
Авторы доклада BCG считают, что в обозримой перспективе в России может быть закрыто три-шесть заводов с нынешних двух до нескольких десятков. В зоне риска находятся производители, «не имеет стратегических интересов в России, с акцентом на развитие бизнеса в других странах БРИКС, а также относительно недавно запустившие свою продукцию в России.
Аналитики указывают на тот факт, что производимые в России автомобили поставляются на экспорт в страны СНГ, однако этого потенциала, с точки зрения БЦЖ, не достаточно для стабилизации ситуации в автомобильной промышленности. Так, по прогнозу компании, экспорт автомобилей из России вырастет на 0,3 млн в 2016 году только на 0,6 млн. в 2020 году. Не решит проблем и господдержка, потому что только на стимулирование спроса, государству пришлось бы потратить 90-150 млрд рублей в год, в то время как в 2016 году на эти цели правительство выделило 50 млрд рублей.
В BCG считают, что для преодоления кризиса в автомобильной промышленности, следует агрессивно наращивать экспорт в другие страны, включая страны Ближнего Востока и Африки, а отдельные модели можно поставить даже в Европу.
По мнению главного редактора газеты «автобизнес ревю» Сергея Баранова, прогноз BCG-это довольно реалистичный и закрытие или консервация отдельных заводов уже в 2016 году, так же, как в легковом, так и грузовом сегментах.
В свою очередь, в Минпромторге не согласны с пессимистическими прогнозами аналитиков. «Мы считаем, что более вероятно постепенное восстановление рынка уже в краткосрочной перспективе», – сказал представитель ведомства. Также чиновник считает, что при условии своевременной и надлежащей поддержки, а также через свои собственные усилия компаний и, благодаря экспорту, можно будет сохранить всех основных производителей автомобилей в России.
Как напоминает «Ведомости», рекорд продаж автомобилей в России был установлен в 2012 году, когда россияне приобрели 2,8 млн. новых автомобилей. С тех пор продажи неуклонно падает. В прошлом году в России уже покинула американский GM. Тогда же на Дальнем Востоке был приостановлен монтаж SsangYong и свернут выпуск Toyota Land Cruiser Prado.