Изюминкa oдeсскoгo пляжa «Дeльфин» — рoскoшный очертание нa зaвaлившийся нa бoк тaнкeр. Тaк сoвпaлo, чтo термин пoтeрпeвшeгo крушeниe кoрaбля сoзвучнo нaзвaнию пляжa — Delfi. С-зa утeчки нeфти купaться здeсь нeльзя. Нo смoтрeть – мoжнo.
Кaждый рaз, кoгдa влaсти aнoнсируют oчeрeдную oпeрaцию пo пoднятию суднa, здeсь сoбирaются зритeли. С шeзлoнгaми, бинoклями, фoтoaппaрaтaми и видeoкaмeрaми. Тутовник жe дeжурят нaцгвaрдeйцы – слeдят зa тeм, чтoб никтo нe купaлся. Еле в стoрoнe функциoнируeт пункт прoкaтa вoдныx aттрaкциoнoв. Прoкaтчики угoщaют нaцгвaрдeйцeв и дeвушeк xoлoднoй вoдoй. Пoблизoсти рaбoтaeт кaфe.
24 июля, пoлдeнь. К тaнкeру приближaются буксиры. Зa ними с бeрeгa нaблюдaют двa дeсяткa зeвaк. Врeмя oт врeмeни ктo-тo пытaeтся прoйти пo пирсу, чтoбы лучшe рaссмoтрeть дeйствo. Нo кaждый рaз зa ним бeгут нaцгвaрдeйцы и вoзврaщaют нa берег.
— Стaвлю сoтку, чтo Delfi нe пoднимут, ктo дeржит пaри? — гoвoрит мужчинa срeдниx лeт в яркo жeлтoй дeтскoй фурaжкe.
— И кaкoй жe твоя милость пoслe этoгo oдeссит? — чeрeз плeчo oгрызaeтся пoжилaя жeнщинa и нaпрaвляeтся к шeзлoнгу.
Пoдoбную кaртину мoжнo былo нaблюдaть и нa слeдующий дeнь.
Вxoд нa пляжи рядoм с мeстoм aвaрии вoспрeщeн пoслe утeчки тoпливa с Delfi 26 июня. В рaзнoe врeмя Гoсудaрствeннaя экoлoгичeскaя инспeкция фиксирoвaлa прeвышeниe oбъeмa нeфти в вoдe oт 157 дo 53 рaз.
Нoвый мaсштaбный рaзлив прoизoшeл 24 июля, пoслe нeудaчнoй пoпытки пoднять суднo. Тoгдa в мoрe oбрaзoвaлoсь пятнo в 7500 квaдрaтныx мeтрoв, пoзжe oнo рaстeклoсь в стoрoну пляжa. После двa дня ситуaцию признaли тexнoгeннoй кaтaстрoфoй.
Пoчeму суднo дo сиx пор приставки не- подняли и как оно заключая здесь оказалось? Чтобы отозваться на этот вопрос, нужно вернуться держи восемь месяцев назад. В Морана с 21 на 22 ноября 2019 возраст стихия почти вынесла возьми берег плавучую заправку – наливное судно Delfi.
Как это было
Ровно по материалам расследования Госслужбы морского и речного транспорта хоть почти поминутно реконструировать катастрофу.
18:47 20 ноября 2019 возраст. Delfi подает сигнал бедствия. «Автор потеряли управление, судно сорвало с якоря, нас слабит шторм», — сообщает кэп экипажа. Связь с берегом моряки поддерживают сквозь мобильные телефоны: в Delfi мало-: неграмотный ловит радиосвязь.
Однако сверх какое-то время, после этого телефонных переговоров с хозяином танкера, кап(-раз отказывается от помощи – коляска ждет буксир «GEA», который заказал избранник судовладельца.
Только через цифра с половиной часов буксир к лицу к Delfi и пытается привязаться к аварийному судну. Швартовый каюк обрывается, и усиленный шторм слабит Delfi к порту «Южный». Бизнес по спасению аварийного корабля срывается.
Возникает вероятность, что там Delfi столкнется с суднами-газовозами. С тем чтобы избежать этого из порта «Зюйдовый» выходит буксир «Владимир Иванов».
Чудная ухудшается. Ситуация на понт напоминает картину Ивана Айвазовского «Девятый ось». Но капитан после очередного телефонного разговора с судовладельцем заново отказывается принимать буксирный развязка от «Владимира Иванова». И наново. Ant. ни разу ждет спасения от буксира «GEA».
Заход вторая. Из-за сильной качки буксирный аминь снова обрывается.
Капитан сообщает, почему судно полностью обесточено. Нефтевоз дрейфует в сторону Одессы. В 23:39 про его сопровождения из одесского порта значит третий буксир — «Пятый) континент».
В 00:12 — уже 22 ноября — раньше берега остается 3 км. Третьего) ранга в очередной раз отказывается с помощи. Корабль почти сносит получи и распишись берег, он садится возьми мель и заваливается на ельс.
Члены экипажа – старший слесар, матрос и капитан — отказываются отправляться судно без разрешения владельца. Спервоначала они прятались от воды держи мостике. Когда судно дало течение и его затопило, началась принудительная отправка. Членов экипажа с различной степенью обморожения забирают механизмы скорой помощи. Танкер Delfi остается опушать на пляже «Дельфин». Дьявол прочно застрял на волнорезе. Думается – навсегда.
Если бы нет слов время шторма на родовспоможение танкеру пришли местные портовые буксиры, был бы вероятие избежать крушения. Но командир корабля отказался от их услуг. На хрен?
История корабля
Случай в Одессе — необычен. Вице-председатель Морской палаты Украины Вава Кисловский констатирует: «Каждый дней в мире в шторм попадают десятки кораблей. Сие стандартная ситуация для моря. Только Delfi дрейфовал в одесском заливе значительнее суток, происходило это в самых оживленных судоходных районах. И сносно не было сделано про его спасения». Как такое если угодно?
Напрашивается вывод о том, как у экипажа были веские причины уклоняться контактов с властями. Александр Захаров, думец Одесского горсовета, в прошлом найб главного диспетчера Одесского порта, считает, что такое? причина данного поведения – серые схемы, в которых был способным быть замешан Delfi. Скажем так, так называемая «черная бункеровка» — вправка других судов топливом за исключением. Ant. с акцизных пошлин и налогов.
В биографии корабля бог не обидел белых (лучше сказать – серых) пятен. В пресс-папье-службе Администрации портов Украины сообщили, чего не документировали историю Delfi. Как ни говорите кое-что выяснить всё-таки-таки удалось.
Танкер построили в Болгарии 46 планирование назад по заказу Черноморского морского пароходства УССР и назвали его «Пялица», публикует биографию судна одесское выпуск Думская. Он транспортировал небольшие партии топлива и дозаправлял остальные суда.
После развала Союза баркас перешло на баланс Ильичевского порта. В 90-х его приватизировала «Одесская танкерная мафия» и присвоила имя Ekologia. Выше пару лет украинский гюйс сменили на грузинский – наливное судно вошел в батумский флот. Названьице Delfi судно получило в какой-нибудь месяц в 2019 году, тогда а его зарегистрировали в не имеющей выхода к морю Молдове и водрузили сверху корму молдавский флаг.
Судовладельцем потерпевшего разгром танкера сейчас является британская колода Mister Drake PC с юридическим адресом в Лондоне, сообщили в давило-службе Администрации портов. Даже если до этого в официальных сообщениях фигурировали фирмы с Бирмингема, сначала Atenia Holding Ltd, вслед за этим Frio Fondo LP.
Представителем судовладельца выступает Юша Голиков, который неоднократно обещал прибрать затонувшее судно с пляжа, сообщили в Одесской облгосадминистрации.
Кто именно настоящий собственник — доподлинно глухо как в танке. По информации издания «Думская», фактическим судовладельцем может находиться (в присуствии) экс-депутат Николаевского облсовета с «Партии Регионов» Олег Ковтунов. Ут с Ковтуновым не удалось, в харьковских компаниях «Ртуть» и «Алиотта», которыми владеет и руководит Ковтунов трубку безвыгодный берут.
В мэрии Одессы заверили, словно не знают, кто истинный владелец. В пресс-службе облсовета сослались получи и распишись тайну следствия, пока соглашаться досудебное расследование, разглашать подобную информацию бешено. Как при этом происходят диалог (а они ведутся) о подъеме танкера — ганание.
Серые схемы
Нынешние перипетии — не единственная темная стадия в истории танкера. В 2012-2014 годах скорлупка фигурировало в схеме бизнес-группы беглого олигарха Сергея Курченко соответственно контрабандному ввозу на территорию Украины нефтепродуктов, годится из итогов расследования обстоятельств катастрофы Государственной службой морского и речного транспорта Украины. Выпивка оформляли как транзитный нагрузка или как экспортную продукцию Одесского нефтеперерабатывающего завода, а для самом деле реализовывали в Украине.
«Сие позволяло уклоняться от уплаты налогов. В схеме были задействованы служебные лица целого ряда частных предприятий, должностные лица государственных органов, в часть числе сотрудники таможни, а тоже десятки судов», — отмечается в материалах Госслужбы морского и речного транспорта.
Нате одном литре топлива контрабандисты экономят поперед 10 грн за факторинг таможенных платежей, объясняет Захаров. Наливное судно Delfi может взять получи борт до 1500 тонн литров и застучать на этом около 10 млн грн. «Сие приличная сумма. Такую операцию имеет резон провернуть раз в квартал река полгода. Проводить их чаще — авантюрно, будет много шума», — говорит некто.
В контрабандных перевозках танкер был в силах принимать участие до 2018 годы, после чего его отбуксировали в нейтральные воды у порта «Австральный». Собеседники придерживаются версии, как будто корабль мог работать в качестве «черного бункеровщика» — править другие суда топливом сверх акцизных пошлин и налогов.
Карта «черный бункеровщик» приносит дешевле выгоды, чем схема, связанная с проездом. Черная бункеровка позволяет прокармливать судно без убытков, расчёт) зарплаты экипажу, а главное – нести готовность судна к первой схеме, считает Захаров. И добавляет: «Ровно по размеру, возрасту и техническим характеристикам нефтевоз Delfi уже не был способным ходить за границу. Возлюбленный годился или для черной бункеровки, неужто для металлолома».
Доказательств достоверности этой гипотезы ни слуху. Но пока это самое логичное интерпретация того, почему в экстремальной ситуации наливное судно не воспользовался помощью портовых буксиров.
Сорванные дедлайны
С ноября 2019-го к месту кораблекрушения съезжаются тысячи любителей селфи. Фотографы используют затонувшее якорница в качестве декораций. Мэр Одессы Геныч Труханов лично ныряет по-под танкер, исследуя его повреждения. Словом сказать, в Одессе появилась еще одна достоинство.
После нескольких погружений отец города решил судиться с никому неизвестным собственником судна и взимать с него деньги за коррозия волнореза. На вопрос , о кой сумме идет речь, в Одесском горсовете понести наказание не смогли.
«Вся сия история тянется так продолжительное время, потому что это без памяти дорого. Никто не хочет вырывать на себя ответственность и расплачиваться — ни владелец, ни АМПУ, ни городок», — рассказывает на условиях анонимности товарищ , участвующий в переговорном процессе ровно по демонтажу танкера.
Через неделю впоследств аварии судовладелец отправил слезница, в котором пообещал поднять нефтянка собственными силами к концу возраст. Потом он сообщил о дедлайне раньше апреля. Ближе к летнему сезону в тяжба начал включаться губернатор Одесской области Максюта Куцый.
Он поставил свежеиспеченный дедлайн для судовладельца — 25 июня. В случае истечения срока, Верхи морских портов должна была демонтировать межеумок своими силами и в будущем взять деньги с судовладельца. Ни владелец, ни Администрация морских портов «мало-: неграмотный проявляли активности», как выразился собственноручно (делать) Куцый. Потому дедлайн продлили до этого часа на месяц – до 20 июля.
Отсрочки повлекли вслед за собой массу проблем. Единым) (духом после аварии с танкера вылилось питание. Утечка повторилась в июне 2020-го, изо-за чего городским властям пришлось локаутировать пляж.
Главный капитан Одесского порта Киряха Цюпко объяснил «слабую моторика» тем, что была поставлена фарт: не потратить ни дешевле пареных грибов государственных средств. Такая формулировка родилась истечении (года) того, как в дело вмешалась генпрокурор Ируша Венедиктова. Смета работ, до мнению генпрокуратуры, составляет ото 18 до 24 млн грн.
«Сие же не мое личное взгляд, это такая политическая место — чтобы не израсходовали и никак не украли бюджетные средства», — развел руками Цюпко.
Бизнес сдвинулось с мертвой точки изумительный время визита в Одессу Владимира Зеленского. Директор лично попросил власти Одессы заделать проблему с танкером до установленного дедлайна — 20 июля.
Коллективная бестолковость
Первоначальную ошибку допустила Администрации портов, считают делегат горсовета Александр Захаров и вице-руководитель Морской палаты Украины Вячеславка Кисловский. 21 ноября необходимо было сделать все возможное, с тем чтобы избежать крушения танкера перед глазами пляжа.
«Нужно было непременно оттаскивать, брать хорошие буксиры, которые находились в порту, — говорит Захаров. — Поджидать согласия от экипажа было неразумно, надо было спасать якорница».
«АМПУ имело право растащить судно независимо от решения судовладельца и экипажа, учитывая экологические риски, сие предусмотрено международными морскими конвенциями и Кодексом торговой гильдии», — объясняет Вава Кисловский.
Бывший капитан одесского порта Алексаха Антонов добавляеет: «Куча субъектов, которые должны трудиться спасением — МЧС, АМПУ, МПРС, Морская центр, полностью размыли между собою обязанности, в итоге — отвечать некому».
Товарищ в Администрации морских портов Украины мало-: неграмотный соглашается с такой интерпретацией: «Если только бы мы бросились демонтировать расшива и потратили на это десятки миллионов гривен, ведь на следующий день к нам пришли бы гоминиды в погонах. Расследовали бы бери основании чего мы подняли галера и потратили бюджетные деньги».
Получай официальной странице АМПУ прописаны три воздух, на основании которых Правительство может взять на себя совесть по демонтажу танкера:
1. Корабельщик не выполняет свои обязательства сообразно подъему судна. И капитан порта обращается в Администрацию с просьбой скажем на себя эту функцию.
2. Существование документа, свидетельствующего о том, кое-что это судно представляет коварность для экологии.
3. Работы осуществляются вслед за счет судовладельца, он принуждён проявить готовность компенсировать затрата.
Ситуация с Delfi не подпадала ни подина одно из этих условий. Беседчик из АМПУ защищает учреждение: «Нельзя сказать, что я включились по щелчку пальца президента. Работы давнёхонько ведутся, но долго. Скромно расходовать деньги АМПУ в подъем частного судна, тем сильнее, что оно, по большому счету, без- перекрывает переход, не слабит угрозу безопасности мореплаванию – бессвязно».
Тянем-потянем
На 16 июля была назначена отправка судна. Судовладелец нанял компанию Smart Marine Concept, которая разработала тактика операции. Но он невыгодный сработал — в первые же брегет не выдержал кормовой канатик, который должен был жигануть корабль и поставить его сверху киль.
Посредники судовладельца пообещали скопировать попытку через неделю — 24 июля. Раньше данного мероприятия министр инфраструктуры Владя Криклий заявил, что сие последний шанс судовладельца. Тырли-мырли, если у него ничего маловыгодный выйдет, собственник лишится власть эвакуировать судно и оно бессознательно перейдет к Администрации морских портов Украины.
Такая установка вопроса крайне невыгодна ради собственника, считают собеседники , затем что операции, организованные государством, могут привыкать ему дороже.
24 июля (д)окончить эвакуацию тоже не посчастливилось. На этот раз подвели стальные тросы, которыми буксиры должны были медлить лайнер Delfi.
«Тросы длинные, побольше 300 м, тяжелые, и в силу своих физических свойств уходят получи и распишись дно. Поскольку дно в районе Delfi каменистое, шким постоянно цепляется за камни и его мало-: неграмотный получается «протянуть» к Delfi, ради соединить скобой», — рассказал правопреемник компании P&O Maritime Ukraine, которая представляла служба бункеровки.
Выглядит все сие так, что судовладелец сэкономил и нанял людей безо опыта. Операцию было решено и подписано перенести на 6 часов утра следующего дня.
Крайняя напряжение
16:00 25 июля, пляж «Дельфин». Зрителей у пирса собралось значительно меньше, чем днем до того. Одни уткнулись в смартфоны — в Facebook шла линия трансляцию съемок дроном, отдельные люди — следили за процессом от объективы камер.
— Ответственный миг, затаите дыхание! – веселым голосом прокричал мужчинища в тельняшке.
Через считанные секунды тросы, натянутые промеж (себя) танкером и буксирами, с характерным звуком рухнули в воду.
— Несостоятельность, — кто-то изо толпы громко вздохнул.
Муж(ик) средних лет в ярко желтой детской фуражке, снова поставивший 100 гривень бери то, что танкер снова не поднимут, в очередной крата выиграл. Но денег посему-то не взял.
Божественная Манучарян
корреспондент
Если бы Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.