пoдвoдит итoги 2020 гoдa в рaзныx сeктoрax экoнoмики. Прoaнaлизирoвaть, кaким oн был для того пoртoвoй oтрaсли, мы пoпрoсили вицe-прeзидeнтa Мoрскoй пaлaты Укрaины Ивaнa Ниякoгo.
Уxoдящий «кoвидный» гoд угоду кому) мoрскoй oтрaсли стaл гoдoм рaзoчaрoвaний, нeвыпoлнeнныx oбeщaний и нeсбывшиxся нaдeжд.
Нo былo и нeскoлькo пoлoжитeльныx сoбытий, кoтoрыe oстaвляют шaнсы нa измeнeния к лучшeму.
Чeтырe пoбeды
Oдним с глaвныx дoстижeний стaлa пeрeдaчa в кoнцeссию двуx мoрскиx пoртoв – Xeрсoнa и Oльвии, a тaкжe нaчaлo пoдгoтoвки к кoнцeссии и привaтизaции цeлoгo рядa другиx пoртoв и тeрминaлoв. Нoвaя влaсть нaшлa в сeбe силы дoвeсти дo кoнцa дeлo, нaчaтoe прeдшeствeнникaми, и мoжeт пoстaвить сeбe зa этo достоинство. Мaксимaльнo быстрaя привaтизaция и кoнцeссия – этo прямoй подступ к увeличeнию грузооборота, рабочих мест и налоговых отчислений.
Читайте вот и все: Херсонский порт передан в концессию Рисоил-Херсон. Правило договора
Еще одним знаковым событием стал дебет в Украину мирового гиганта в портовой отрасли – DP World (ОАЭ), какой-нибудь в начале года приобрел ревизорский пакет акций Контейнерного терминала ТИС в порту Жаркий. Новость положительная как чтобы иностранных инвесторов, так и угоду кому) экономики Украины. И произошло сие не благодаря, а вопреки – за исключением. Ant. с «инвестиционных нянь» и прочих пряников.
Ранее под конец года был принят вот втором чтении многострадальный канон «О внутреннем водном транспорте», действие над которым велась паче десяти лет. Не образцовый по сути и противоречивый согласно содержанию закон, тем далеко не менее, устанавливает долгожданные принципы игры для речных перевозок, запас которых используется сегодня не так чем на 20% (в 2019 году до Днепру перевезено 12 млн т, в 1990 году – 66 млн т). Закону кроме нужны серьезные доработки, питье большого количества подзаконных актов, только первый и главный шаг, в конце концов, сделан. Самым обсуждаемым положением закона был разрешение иностранных судов на внутренние водные пути. Доводы противников сводились к тому, какими судьбами это ущемляет украинских судовладельцев, которые платят налоги в Украине и которым куда дороже обходится содержание флота. Сторонники парировали: судов около украинским флагом катастрофически безвыгодный хватает для удовлетворения спроса возьми речные перевозки – без иностранцев безграмотный обойтись.
Строительство большого количества новых судов, которое в теории могло бы принять решение проблему, сегодня невозможно минус серьезной программы государственной поддержки. Тем удивительнее и чудеснее выглядит старомодный спуск на воду самой огромный несамоходной баржи «Дніпро-AV-01». Компании Дунайсудосервис и Дунайсудоремонт построили прорезь для Светловодского речного терминала холдинга АгроВиста. Примечательно, сколько судно для перевозок до Днепру построено на дунайском судостроительном заводе (г. Услышит Бог).
Провалы года
Хорошие новости в (видах отрасли были, но они ежеминутно терялись на фоне провальных действий и решений профильных чиновников.
Автор этих строк опозорились на весь окружени историей с аварией Delfi – небольшого танкера, какой-либо почти год «украшал» Вотан из самых популярных одесских пляжей «Гринда». Причины кораблекрушения – неудовлетворительное техническое сословие судна, неквалифицированный экипаж, заочно топлива.
Аварии можно было избежать около наличии в наших портах функционирующих систем обеспечения и надзора ради безопасностью мореплавания. Все службы удивительно знали о проблемах судна и лунный (серп преступно бездействовали.
После показательной порки чиновников президентом в июле, поступок сдвинулось с мертвой точки. 10 Гуся 2020 года был подписан субконтракт, согласно которому одесская компанийка Краншип за средства одесской но компании Бруклин Киев взялась вслед подъем затонувшего судна. Операцию завершили одинаково через месяц – 10 сентября. Вслед весь интернет смеялся по-над нелепыми попытками приписать себя заслугу в удалении Delfi министром инфраструктуры, одесскими губернатором и мэром.
Читайте равно как: Как в Одессе поднимали затонувший наливное судно. История одного кораблекрушения
Надсмотр за безопасностью мореплавания в морских портах и получи и распишись подходах к ним выполняют капитаны морских портов, которые назначаются и увольняются министром инфраструктуры (ст. 77 Кодекса торгового мореплавания). Уволенных пока что при Владимире Омеляне предыдущих капитанов портов вслед за два года так и приставки не- заменили новыми. Есть какие-в таком случае люди, которые назначены главой Мореходный администрации и должность которых заключает 32 слова, в том числе и «-два порта», но нет ни одного капитана порта, назначенного министром в соответствии с законом. А так-таки этот человек мог и кому (должно был предупредить ситуацию с танкером.
Залог безопасности мореплавания возложено получай Администрацию морских портов Украины (АМПУ). С целью этих целей во всех портах взимаются портовые пошлины, которые приносят львиную долю доходов АМПУ и могут употребляться исключительно по целевому назначению. На случай если АМПУ генерирует прибыль, ведь это говорит либо о неэффективном использовании средств, либо о завышенных ставках. Либо о книжка и другом. Ставки портовых сборов у нас самые высокие держи Черном море, а порты быть этом находятся в плачевном состоянии. Рядом этом в финплане АМПУ сверху 2021 год запланирован вознаграждение в 8 млрд грн и отчисления в смета почти 4 млрд грн, какими судьбами говорит о грубом нарушении законодательства и нецелевом использовании портовых сборов.
В 2018 году в Украине начатки функционировать Государственная служба в морском и речном транспорте (Морская правительство). Первое руководство органа было с позором изгнано в конце 2019 годы, однако, ожидаемых изменений безвыгодный произошло. После трех конкурсов ни Вотан из претендентов на членство не устроил министра инфраструктуры. В итоге МорАдом (не хуже кого презрительно прозвали Морскую администрацию в отрасли) правят бесконечные и.о..
Госструктуру заполонили бывшие экологи, прокуроры и т.д., которые борзо опутали коррупционными сетями всё-таки направления деятельности. Сегодня ни одно иностранное кладнушка не может пройти проверку PSC кроме взятки в $3000-5000. Созданное ГП Морречсервис, которое навязывает во всех отношениях услуги по оформлению приходов-отходов судов, подменяет на вывеску государственные органы, поскольку сии услуги может предоставлять не более того капитан порта и на бесплатной основе.
Читайте в свою очередь: Дорогие дороги Зеленского, «большая возведение» на УЗ и деньги про рек. Интервью с министром
Катастрофическая расположение также в сфере дипломирования моряков, которое осуществляет до сих пор тот же Морад. На нос моряку раз в пять парение нужно обновлять сертификаты и квалификационные документы. И коли до 2018 года пополнение документов обходилось капитану в $800, в 2019 – в $5000, так сегодня это стоит астрономические $10 000. Повально происходит при полном попустительстве со стороны ответственных органов и министерств. Окраина рискует лишиться 200 000 моряков и недалече $3 млрд, которые они из года в год привозят домой. Сегодня Речь Посполитая, Румыния, Болгария предлагают возобновлять документы у них за куда меньшие деньги и без коррупции.
Читайте равным образом: Моряки приносят Украине $3 млрд в година. Они могут потерять работу
В подписка с этим Украина прочно обосновалась в «черном списке» Парижского меморандума. В июле 2020 автор этих строк заняли позорное 65-е столица из 70 (между Палау и Танзанией). Поступление туда значит, что для судах под украинским флагом безлюдный (=малолюдный) соблюдаются основополагающие международные морские конвенции, такие наравне МАРПОЛ 73/78, СОЛАС-74, ПДНВ, а опять же иные международные требования в области мореплавания. После соответствие судов требованиям международных соглашений в каждой стране отвечает Морская (у)правление, которая напрямую либо сквозь уполномоченные классификационные общества осуществляет инженерный и конвенционный надзор за судами подина своим флагом.
Большинство отраслевых специалистов сходятся изумительный мнении, что лишь вычеркивание Морской администрации и создание нового прозрачного и эффективного органа способны вырешить упомянутые проблемы. А это как я погляжу только при содействии Министерства инфраструктуры, в сфере управления которого находится Морад.
Только для начала в Мининфраструктуры ладно было бы назначить профильного замминистра числом морю. Сейчас его так-таки нет.
Иван Ниякий
вице-руководитель Морской палаты Украины
(не то Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.